Якоб Иорданс
Истинным последователем после смерти Рубенса был Якоб Иорданс, крупнейший художник Фландрии XVII века, мастер барокко. Это один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, многому научился у своего знаменитого учителя, но и сумел сохранить свою индивидуальность в творчестве. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды.
Иорданс писал на мифологические, христианские, аллегорические, бытовые сюжеты, и всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр - бытовой. Это семейные пирушки, народные празднества, когда столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художние искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. Античные сюжеты у него приобретают фламандские черты.
В ранние годы Иорданс, подражая Караваджо, любил эффекты светотеневых контрастов, но позднее меньше увлекался этим приемом в живописи. Живопись художника сочная, свободная, мощная. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем.
Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью. Часто в своих картинах он слишком простонароден и даже грубоват.
Картины Иорданса помогают понять, каким образом условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями. Мироощущение фламандских бюргеров нашло в языческой мифологии очень много для себя близкого, знакомого, родственного. Пиры плодородия, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров - все им понятно. Иорданс как будто говорит, что мы тоже умеем веселиться, любить женщин и наслаждаться благами земли не хуже античных божеств. Какая разница, как это назвать - вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера?
Суд Париса (1625)
Перед появлением на свет троянского царевича Париса его будущая мать Гекуба видела вещий сон, будто она родит сына, и он погубит Трою. Тогда его отец, Приам, решил избавиться от сына после его рождения и приказал своему слуге отнести ребенка на высокую гору Иду и оставить там в глухой чаще в надежде, что там его погубят звери. Но мальчик не погиб, а за человеческого детеныша вступилась медведица, которая вскормила его.
Парис вырос среди молодых пастухов, но от сверстников отличался красотой и силой. Он умело спасал стада от нападения диких зверей.
Парис жил среди лесов Иды и, ничего не зная о тайне своего рождения, был всем вполне довольным.
Однажды к нему по велению Зевса прилетели посланник богов Гермес и три богини: Афина, Гера и Афродита. Им нужно было разрешить спор, кто из них самая красивая, самая достойная. Гермес протянул Парису яблоко с надписью "Прекраснейшей" и велел вручить его той, которая ему покажется самой прекрасной.
Парис посмотрел на богинь, но не мог сразу определить, кто же достоин яблока. Тогда все они стали уговаривать выбрать себя, рассказывая о своих достоинствах и предлагая разные дары. Гера предложила власть над всей Азией, Афина пообещала воинскую славу, а Афродита сказала, что отдаст ему в жены самую прекрасную из смертных женщин - Елену, дочь Зевса и Леды.
Парис, услышав слова Афродиты, отдал яблоко ей.
Таким образом, Афродита была признана Парисом самой прекрасной, а он стал ее любимцем. Но зато Гера и Афина возненавидели Париса и задумали погубить его город Трою и всех троянцев.
Бобовый король (1630)
Это национальный фламандский праздник "трех волхвов" или "трех королей", который отмечается 6 января.
По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в котором запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался "бобовым королем". "Король" выбирал себе "королеву" и "свиту". Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться "королю" и "королеве", а когда "король" поднимал бокал вина, - хором кричать: "Король пьет!"
Тут пирушка в разгаре - крики, хмельные рожи; все усиленно потчуют "короля"; убеленный сединами, разнеженный, пьяный, в короне, съехавшей набок, он, хоть и ненастоящий король, придает привкус иронической сказочности зрелищу разгула. Как всегда, фигуры у Йорданса крупные, тяжелые; они громоздятся, тесно набивают пространство картины.
Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Эрихтоний (греч.миф.) - один из первых аттических царей, рожденный землей Геей от семени Гефеста. Он имел полузмеиное, получеловеческое тело. Младенцем его спрятали в ларец Афины и отдали на хранение дочерям Кекропа - Аглавре, Гере и Пандросе. Кекроп - сам автохтон (коренной житель) и полузмей.
Однако любопытная Аглавра с сестрами заглянули в ларец и ужаснулись от увиденного там чудовища. Афина разгневалась и наслала на них безумие.
Марсий, истязаемый музами (1640)
Марсий (греч.миф.) - сатир, сын Эагра, родом из Фригии.
Богиня Афина играла на флейте, но однажды увидела, как при этом безобразно надуваются ее щеки. Афина в раздражении бросила флейту. Марсий, прогуливаясь в том месте, поднял ее и начал учиться играть на ней. В результате Марсий достиг в игре на флейте необычайного мастерства, и, возгордившись, вызвал на состязание самого Аполлона. Покровитель муз великолепно играл на кифаре, и был очень раздражен дерзостью Марсия. Состязание состоялось и Аполлон победил Марсия.
Будучи разозленным на Марсия, Аполлон с помощью муз содрал с Марсия кожу. По преданию, кожа Марсия висит во Фригии, у истоков реки Меандр. При звуках флейты кожа начинается шевелиться, но при звуках песен в честь Аполлона она остается неподвижной.
Сатир у гостях у крестьянина
Картина "Сатир в гостях у крестьянина" представляет собой самобытный сплав мифологического барочного жанра с чисто бытовым и юмористическим. Козлоногий бог лесов запросто присутствует на скудной крестьянской трапезе и чувствует себя как дома: он из той же земной глины, кряжистый и загорелый (в одном из вариантов Иорданс изобразил Сатира старым дедом), так же любит побалагурить. Ему только непонятны кое-какие обычаи людей и он с любопытством расспрашивает. Повадки его и жесты - как у настоящего крестьянина.
Триумф принца Фридриха Генриха Оранского (1652)
Фридрих Генрих, принц Оранский, младший сын принца Вильгельма I и его супруги Луизы де Колиньи. Уже в юношестве проявил храбрость и военные способности во время войны с Испанией за независимость Нидерландов.
В 1625 году Фридрих Генрих, принц Оранский, стал штатгальтером Нидерландской республики. В его правление Нидерланды достигли своего наивысшего расцвета и могущества. Фридрих Генрих старался восстановить мир внутри страны и положить конец религиозным распрям. Союзом с Данией, Швецией, а в 1635 году и с Францией принц Оранский отвратил опасность, грозившую провинциям Нидерландов от соединенных сил испанского дома Габсбургов.
Фридрих Генрих был весьма искусным полководцем; его главный штаб считался высшей школой военного искусства, из которой вышли лучшие полководцы 17-го столетия.
Картина написана в стиле роскошного барокко, поэтому в ней много патетики, преувеличения.
Убийство Меркурием Аргуса (1650)
Аргус (греч.миф.) - великан, сын Геи-Земли. Тело Аргуса было испещрено бесчисленным множеством глаз, причем одновременно спали только два глаза. Гера приставила неусыпного Аргуса стражем и пастухом к Ио, возлюбленной Зевса, превращенной в корову. По приказу Зевса, не вынесшего страданий Ио, Аргус был убит Меркурием, предварительно усыпившим его игрою на свирели и рассказами о любви Пана к наяде Сиринге. Гера перенесла глаза Аргуса на оперение павлина.
Адам и Ева
Молодой Сатир (1635)
Оплакивание Христа (1650)
Отдых Дианы (1645)
Паром в Антверпене (1625)
Портрет дочери художника (1635)
Семейный портрет
Семейный портрет (1621)
Воспитание Юпитера (1627)