Художник написал эту картину как память о друге и брате. Здесь изображен философ Липсий Юстус Аипсиус, который сидит за столом под бюстом Сенеки; по обе стороны от него два лучших его ученика - Ян Вовериус и Филипп Рубенс, а сзади стоит, как любопытный зритель, сам Питер Пауль.
Сложный фон с далеким пейзажным видом, мраморной колонной, пышной драпировкой служит не только внешним оформлением портретных образов, но и украшает нишу, в которой находится бюст Сенеки. Рядом с бюстом Рубенс написал прозрачную стеклянную вазу с четырьмя тюльпанами, скромную дань четырех персонажей картины памяти почитаемого ими всеми древнеримского стоика, писателя и государственного деятеля.
Каждый образ этого группового портрета смотрится вполне самостоятельно, себя он поместил на второй план картины, предоставляя вниманию зрителей в первую очередь своих друзей.
Четыре тюльпана, бюст Сенеки и написанный в непосредственной близости от него философ Липсий, пропагандировавший его взгляды среди своих учеников, книги, положенные на стол, - все это должно было подчеркнуть значительность образов, их высокий интеллектуализм.
Однако не столько эти символы, сколько блестящая живопись лиц философов, прекрасная богатством передачи всех тонкостей живой плоти. Старое искушенное лицо Липсия, красивое и вдохновенное лицо Филиппа Рубенса, соединяясь с точным автопортретом самого художника, все придает этой работе черты глубокой убедительности, так как их внешний облик органично соединяется с их внутренним миром, с их увлечениями и философским осмыслением окружающей их действительности.
Назад